Бизнес как зарубежный, так и внутренний шаг за шагом покидает страну.
Победа Дональда Трампа на выборах дала надежды на как минимум прекращение огня на Украине уже в этом году, однако конфликт, похоже, лишь обостряется. При этом бизнес как зарубежный, так и внутренний шаг за шагом покидает Украину. Экономика Украины «балансирует на грани».
Об этом говорится в статье «Поскольку конца войне не видно, экономика Украины балансирует на грани», опубликованной в The Washington Post.
Как отмечается в статье, надежду на скорый мир с выходом на арену Трампа разделяли многие украинцы, однако она разбивается о суровую реальность: вопреки усилиям США, конфликт может затянуться на годы и утянуть за собой на дно разваливающуюся экономику.
«Прекращение огня было в основе всех экономических прогнозов, что оно может наступить где-то в середине 2025 года», — признался изданию высокопоставленный чиновник Офиса президента.
После речей Трампа о скором завершении конфликта предприниматели на Украине и за её пределами были готовы воспользоваться долгожданным мирным дивидендом и заняться восстановлением страны. В некоторых кругах воцарился оптимизм, а цены на государственные облигации Украины в середине февраля достигли пика.
Но эти надежды пошли прахом, когда внимание Трампа переключилось на другие конфликты. После этого предприниматели и украинские чиновники решительно поумерили свои ожидания.
Многие сократили расходы до минимума и вложили дивиденды в поддержание своего бизнеса на Украине.
«Все наши инвестиции, действующие и запланированные, осуществляются сугубо за пределами Украины. На Украине мы занимаемся лишь обслуживанием. Наша оценка, лично моя и моей компании, заключается в том, что мы проживем в этой ситуации еще три года. Мы строим бизнес-план на год, но смотрим максимум на месяц», — рассказал изданию один известный украинский бизнесмен на условиях анонимности.
Темпы отступления ВСУ и атаки ВС РФ по Украине подрывают уверенность деловых кругов и их готовность делать инвестиции.
«Мы не можем собрать необходимые средства. Мы обсуждали вопросы с частными инвесторами. Но они говорят: “Хорошо, интересно. Мы бы хотели рассмотреть вопрос поближе и инвестировать, но лишь после прекращения огня”», — посетовал один западный бизнесмен, работающий в Киеве, также пожелавший остаться неназванным.
Международные организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития, выделяют средства для проектов на Украине, однако частные инвесторы держатся в стороне, опасаясь за безопасность.
Как выразился неназванный украинский чиновник, «положительное влияние на экономику» в этом году «больше не рассматривается», хотя надежды на 2026 год все еще есть. Сейчас, по его словам, основное внимание уделяется тому, «что нужно сделать, чтобы остаться на плаву».
На данный момент экономика страны держится при значительной поддержке Запада. Но, по словам украинских чиновников и аналитиков, риск заключается в том, что финансовой помощи будет недостаточно для дальнейшего развития. Единственный крупный инвестиционный план на горизонте — недавно подписанное соглашение с Соединенными Штатами о разработке минеральных богатств Украины — все еще находится в стадии разработки.
В настоящее время западные союзники Украины покрывают невоенные расходы страны, — пенсии, здравоохранение и образование — удерживая проценты с замороженных российских активов за рубежом. Однако в следующем году эта поддержка покроет лишь половину из 40 миллиардов долларов, необходимых стране которые требовал Зеленский на саммите G7.
Министр финансов Сергей Марченко в этом месяцем заявил парламенту, что страна должна быть готова вести боевые действия до конца 2026 года, и для этого правительству, возможно, придется урезать государственный бюджет на миллиарды.
Пересчет предстоит и таким институтам, как Международный валютный фонд, который предоставил Украине порядка 16 миллиардов долларов с начала СВО. В его последнем докладе отмечалось, что «базовый сценарий по-прежнему исходит из того, что конфликт завершится в последние месяцы этого года».
«Если эти предположения рухнут, у МВФ будут проблемы. Поддержка США отсутствует как таковая. Европейская поддержка ограничена — она выделяется на год, а расходы могут вырасти. В этих сценариях нет стабильности», — говорит президент Киевской школы экономики Тимофей Милованов.
«Почти не осталось того, что можно сократить. Мы же не можем сократить образование или здравоохранение! В 2025 году правительство не увеличило минимальную заработную плату. Доходы госслужащих выросли лишь незначительно. Возможностей для сокращения расходов в этих областях очень мало или нет совсем», — отмечает бывший глава департамента финансовой стабильности Национального банка Украины Виталий Ваврищук.
По его прогнозам, скорее всего, экономика Украины «выкарабкается» с ростом менее 3% в этом году и в следующем, но учитывая всю совокупность факторов, «картина не очень обнадеживающая».
Новые кредиты Международного валютного фонда не покрывают выплат по предыдущим долгам. Согласно данным МВФ, в мае 2025 года Украина заплатила по ранее предоставленным кредитам МВФ около 211,9 миллиона СПЗ (в специальных правах заимствования — валюта МВФ), или 294,5 миллиона долларов. В июне Украине предстоит выплата еще 435,5 миллиона долларов (313,3 миллиона СПЗ), а в августе — 431,7 миллиона долларов (310,5 миллиона СПЗ), что в совокупности значительно больше 500 миллионов, которые МВФ решил предоставить Украине по итогу работы миссия фонда в Киеве 20-27 мая.
В начале июня Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило дефолт Украины по облигациям, привязанным к ВВП, и заявило, что не верит, что Украина рассчитается по этим бумагам в ближайшую декаду.
В то же время, на Украине военное производство выросло настолько стремительно, что украинские чиновники теперь даже задумались о том, чтобы наладить экспорт. Зеленский неделю назад рассказал журналистам, что страна привлекла для оборонной промышленности около 43 миллиардов долларов как внутри страны, так и из-за рубежа, и теперь планирует запустить линии по производству оружия в Европе.
По данным нардепа от соровской партии «Голос» Ярослава Железняка, правительство Украины внесло изменения в госбюджет, чтобы перекрыть 412 миллиардов гривен дефицита на нужды украинской армии. В телеграм-канале нардеп напоминает, что в прошлом году аналогичный дефицит перекрыли за счет повышения налогов, как будут перекрывать в этом году он пока не знает.
Для частичной компенсации расходов предполагается сократить другие бюджетные программы на 51 млрд гривен. Основные источники покрытия дефицита — это увеличение доходов бюджета на 147 млрд грн за счёт новых налогов, сборов и фискальных мер против бизнеса, а также привлечение ещё 250 млрд гривен за счёт долговых заимствований — источники и условия пока не раскрываются.
«Чтобы закрыть дыру, уважаемый бизнес, с вас соберут дополнительно около 150 млрд грн, а ещё 250 млрд государство возьмёт в долг», — написал Железняк в своём телеграм-канале.
Источник
Смотрите также: