Появились первые итоги визита вице-президента США Джозефа Байдена на Украину. И они оказались оптимистичными - правда, не для Киева, а для Москвы. Петр Порошенко заявил о признании минского формата переговоров "базовым".
Во время визита в украинскую столицу Джозеф Байден улыбался и делал приятные киевским властям поступки. Он посетил Майдан, возложил цветы к памятному кресту героям Небесной сотни и тепло обнимался с Петром Порошенко. Однако за закрытыми дверьми, по всей видимости, состоялся куда менее приятный для Порошенко диалог. Так, американский чиновник фактически вынудил украинского президента согласиться на нужный Москве формат переговорного процесса. «Мы пришли к полному согласию, что наиболее приемлемым базовым форматом для обеспечения мирного процесса является формат минских переговоров – трехсторонней контактной группы, где мы должны обеспечить несколько ключевых моментов минского мирного плана, - заявил Петр Порошенко. - Мы приходим к общему мнению, что это будет базовый формат, который должны выполнять все стороны». До этого, напомним, он соглашался лишь на те форматы, где нет ополченцев и где в качестве посредников будут выступать страны ЕС или Соединенные Штаты (например, Женевский или Веймарский). Москва от такого предложения наотрез отказывалась - ей важно было присутствие ополченцев, ибо в ином случае стороной конфликта становилась именно Россия. В итоге получилось, что США заняли фактически сторону Кремля и заставили Петра Порошенко сесть за стол переговоров с ополченцами. Ведь понятно, что Минский формат не трехсторонний, как говорит Порошенко, а все-таки четырехсторонний - в ней участвуют не только Россия, Украина и ОБСЕ, но и представители ополченцев. Однако украинскому президенту хоть тут, напоследок, хотелось показать, что он не признает ополченцев стороной конфликта и рассматривает их представителей лишь как присутствующих на заседании частных лиц (кем они, скорее всего, формально и будут).
Согласие Соединенных Штатов на Минский формат (и не просто согласие, а принуждение Петра Порошенко следовать ему) означает несколько принципиальных моментов. Во-первых, правы были те, кто говорил, что украинский кризис не находится в списке приоритетов американского президента Барака Обамы. Поэтому Соединенные Штаты вполне согласны с тем, чтобы этот конфликт решался без их участия - им не нужно быть стороной или даже посредником в переговорном процессе для того, чтобы продвигать какие-то свои специфические интересы. Во-вторых, это принуждение Порошенко можно рассматривать как некий первый шаг на пути к открытым переговорам с Москвой. Ранее Вашингтон был готов вести только закулисные переговоры, тогда как Россия настаивала на открытом диалоге, который признавал бы не только факт проблемы, но и готовность США договариваться с Кремлем. И сейчас, публично продавив украинского президента, Вашингтон продемонстрировал готовность договариваться на людях.
По всей видимости, теперь Штаты ждут ответного шага от России. Вероятно, Москве придется давить на лидеров ДНР и ЛНР. Напомним, что ополченцы отказываются участвовать в заседании контактной группы до тех пор, пока украинская сторона не отменит законопроекты об экономической блокаде Донбасса. Если Порошенко не выполнит их условий (а он не выполнит, если только Джозеф Байден ему не указал), то Александр Захарченко и Игорь Плотницкий окажутся в очень непростой ситуации. Понятно, что они не смогут отказать Владимиру Путину, однако их уступчивость будет крайне негативно воспринята рядом полевых командиров в ЛНР и ДНР, которые сочтут эту уступку за очередную, вторую после Минского перемирия капитуляцию. И Москве придется каким-то образом их успокаивать, чем она и займется. В Кремле понимают, что демонстративный шаг со стороны Вашингтона позволит впредь решать украинский вопрос через голову украинского руководства, которое день ото дня становится все более недееспособным. Так, 21 ноября правящие элиты продемонстрировали в Верховной раде парафированное соглашение о создании коалиции с весьма интересным содержанием. Руководящими органами коалиции станут общее собрание и совет. Только общее собрание вправе подавать предложение президенту на кандидатуру премьера, вносить изменения в коалиционное соглашение и прекращать существование коалиции. Решения на нем принимаются двумя третями, но только в том случае, если за него проголосовало более половины депутатов каждой фракции. Остальные решения принимаются консенсусом. На практике же это означает, что любая фракция из пяти может заблокировать работу Верховной Рады. И при этом ее нельзя исключить из коалиции, если она сама того не пожелает.
Конечно, нажим Байдена на Киев не означает, что переговоры пойдут успешно, и что США перейдут от конфронтации с Россией в Восточной Европе к сотрудничеству. Конфликты продолжатся, и Вашингтон не будет мешать антироссийски настроенным лидерам региона регулярно критиковать Москву. Он не станет препятствовать украинским властями устраивать различного рода демонстрации (так, 21 ноября стало известно, что по условиям коалиционного соглашения членом ПАСЕ от Украины станет Надежда Савченко, находящаяся в российском СИЗО по обвинению в сопричастности к убийству российских журналистов). Однако конструктивное поведение американского вице-президента в Киеве показывает, что Соединенные Штаты согласились с тем, что двусторонние конфликты не должны выходить за рамки дозволенного и становиться причиной двусторонней конфронтации, от которой выиграют лишь третьи силы наподобие Китая.
Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.
Источник публикации
Смотрите также: